Голодных призраков огни маячат, как облака далекие,
В дымах и тенях сливаются на похоронном костре Красной Горы.
Если двигаться на восток от сердца Киродиила, да и всего Тамриэля – Имперского Города – в какой-то момент дорога начнет подниматься, петляя между скал и подъемов в поисках удобного пути. Это горы Валус, продолжение Велотийских гор. Хребет протянулся от снежного Скайрима до самого болотистого Чернотопья. Забравшись на откос, обернитесь – позади вас Киродиил и тонкий силуэт Башни Белого Золота.
Впереди – Морровинд с грозными очертаниями Красной Горы, спящей тревожным сном.
Горы эти послужили природной стеной, изолировавшей провинцию от всего остального континента. Именно поэтому здешнюю флору и фауну не отыщешь ни в каком ином месте, долгие тысячелетия растения и животные приспосабливались к пепельным бурям Красной Горы, в конечном счете не просто выжив, а став зависимыми от нее. Так, например, травоядные привыкли питаться травой, выросшей на пепле. Это делает их содержание вне провинции крайне затруднительной и дорогостоящей прихотью даже для состоятельных людей. Единственным знакомым существом являются, пожалуй, вездесущие громадные крысы.
Но локальным вариантом пролезающих везде и вся крыс являются «короли неба» Морровинда – скальные наездники. Кажется, им не страшны даже пепельные бури, а их агрессивность стала нарицательной. Ходят слухи, что они вытеснили даже драконов. Впрочем, воздушное пространство не полностью отдано им. Ниже обитают нетчи. Эти странные существа, напоминающие медуз, парят в воздухе на высоте нескольких метров, и местные жители пасут их, подобно овцам. Доспехи из кожи нетча являются наиболее распространенным видом доспехов в Морровинде, а разведением нетчей на севере-востоке в основном занят не терпящий иноземцев Дом Телванни. Производимый ими жучиный мускус высоко ценится среди других благовоний.
В других сферах экономики и жизни провинции так же задействованы удивительные животные. Это, в первую очередь, квама, живущие колониями в шахтах. Их яйца являются одним из товаров экспорта Моррвинда. А при подходе к городу вы издалека сможете увидеть громадных насекомых, не то парящих, не то действительно немыслимым образом удерживающихся на тонких и длинных ножках силт-страйдеров. Поскольку лошади не выживают в здешнем климате, именно они служат для путешествий. Хотя торговцы больше предпочитают гуаров - двуногие дружелюбные животные служат для перевозки товаров.
Кроме того, провинция живет сельским хозяйством. Корни пробочника используют вместо древесины, а ягоды коммуники используются для производства местных алкогольных напитков. Основными культурами являются болотный тростник и соленый рис, центр выращивания которых приходится на Аскадианские острова Ввандерфелла.
Южные области резко отличаются от Велотийских гор и засыпанного пеплом центра. Граничащая с Чернотопьем, плодородная Дашаанская долина принадлежит Дому Дрес, ранее - крупнейшим работорговцам и плантаторам Морровинда. Рабы – в основном аргониане – сгонялись в местную столицу, Тир, отправляясь потом на смерть на плантации вокруг нее.
Всего существует пять Великих Домов, объединенных со множеством субкланов. Такая система власти сложились еще на заре Морровинда, когда и данмеров-то не было как таковых. Когда-то Дома открыто враждовали между собой за власть, пока Трибунал не запретил это. На замену пришла Большая Игра, соревнование за славу и честь, основанная на Соглашении Мефалы. Главное орудие здесь - культ Мораг Тонг, общество наемных убийц. Любой может быть отмечен, будь то глава Дома или раб.
В течении Средней Меретической Эры альдмерийские путешественники, в частности, Топал Кормчий, нанесли на карты побережье Ввандерфелла – острова, лежащего в центре провинции. Но первыми, кто заселил эти земли, стали двемеры, Глубинные Эльфы. Они строили в глубинах Велотийских гор, на Ввандерфелле и на материковой части (доказательством чему служат недавно найденные руины под Морнхолдом) свои подземные города и были полными властителями этой земли, пока с юго-запада не пришел новый народ. Как и в случае двемеров, вы ныне не найдете ни единого его представителя.
Это были кимеры – эльфы, отколовшиеся от основной ветви альдмеров. Ведомые пророком Велотом, они отринули устои общества (вероятно, из-за религиозного раскола) и ушли как можно дальше от своих сородичей. Скрытый стеной гор, Морровинд отлично подошел для этого, но старые хозяева не желали терпеть чужаков. Военные столкновения шли один за одним. Высокая велотийская культура исчезла, оставив кимеров кочевыми племенами, позднее сформировавшими Великие Дома.
Первоначально кимерами управлял король. Высшую королевскую власть сохранял клан Ра’атим, дом Моры, вошедший в дом Хлаалу и позднее исчезнувший совсем. Столицей был Эбенгард, чье единоличное правление было разделено с Морнхолдом при внуках короля легендарного короля Мораелина (Moraelyn) , и тогда же место правящего короля отошло к военному избираемому вождю, первым стал Индорил Неревар.
Последний наследник крови Ра’атим сейчас занимает трон Эбенгарда. Вторым представителем был, увы, печально известный Джагар Тарн.
Объединились двемеры и кимеры только когда в их распри вполне удачно ворвался третий враг – северяне Скайрима под предводительством Врейджа Одаренного, подчинившие себе эти земли. Благодаря братьям Крафусу (Cruethys), Эфену (Ephen) и Кронину (Kronin) (отец Мораелина) Эбенгард был освобожден раньше всего Морровинда, нордами тогда называемого Двемеретом и Данмеретом. Индорил Неревар и Думак Гном-Орк, Король Двемеров, заключили мир и основали Первый Совет, решив жить на этой земле, названной Ресдайн, в мире.
Но мир был недолог – слишком сильны были различия религиозных кимеров и скептиков-двемеров. Из-за страшного богохульства - истязания Сердца Лорхана, обманом вынудившего богов создать Мундус, существующий мир, и попыток создать свое собственное божество - творимого гномами в глубинах Красной Горы, разразилась Война Первого Совета (668 – 700 г. 1Э), закончившаяся Битвой у Красной Горы, в коей участвовали не только двемеры и кимеры, но норды вместе с орками, пришедшие то ли вернуть свои земли, то ли сокрушить ересь гномов.
Двемеры исчезли. Кто-то утверждает, что кимеры вырезали их всех до одного, другие – что их опыты увенчались успехом и они ушли в другой мир, а третьи – что были стерты божественным гневом из реальности. И, казалось бы, такого примера финала игр с божественным должно хватить. Но Неревар мертв – от ран или же от предательства, а его советники и королева уже знают, как подчинить и использовать мощь Сердца Лорхана. Кто знает – вполне вероятно, они изначально хотели лишь привести свой народ к благу, но впоследствии уж точно были захвачены этой силой, ввергнувшей их в эгоизм и даже безумие. Воспротивиться свершению нового богохульства попытался советник Неревара, глава Шестого Дома Ворин Дагот, но едва не был уничтожен бывшими друзьями и отступил в глубины Горы, погрузившись там в Долгий Сон, а его Дом был уничтожен.
Тогда же и пришла кара от Владыки Даэдра Азуры – за свою самонадеятельность кимеры изменились и стали данмерами, серокожим и красноглазым народом, отражением пепельных земель с лавовыми реками, что их окружали, а постоянная близость с оными повысила их сопротивляемость к огню. Высокомерные и гордые, они недолюбливают даже своих собратьев босмеров и альтмеров, остальные расы они попросту презирают. Кроме уже упоминавшихся легких доспехов, они носят плащи и тюрбаны, обмотанные вокруг тела и головы. Глаза защищают очки из прозрачной смолы. Это выглядит нелепо, но подчинено защите от пепельных бурь.
Интересно, что при сравнении текстов оказывается, что, согласно
Трое советников Неревара – Вивек, Сота Сил и Алмалексия – провозгласили себя Трибуналом, богами на земле. Старое поклонение предкам было заменено Храмом, а само оно – увековечено во множестве гробниц и «городе мертвых», Некроме. Со всего Морровинда приносят темные эльфы своих мертвых в торжественных процессиях, которые могут тянуться месяцами. По причине этих традиций данмерам особенно ненавистны некроманты, тревожащие покой умерших. Немалую роль в верованиях данмеров занимают святые и трое Предтечи, Владыки Даэдра, что предзнаменовали собой Трибунов – Азура, Мефала, Боэта. Кроме этого, немалая роль отведена Четырем Столпам Дома Забот – Шеогорату, Молаг Балу, Малакату и Мехрун Дагону - Владыки Даэдра, что отказались подчинятся Трибуналу.
Тот факт, что Трибуны и Неревар происходили из Дома Индорил, немедленно повлек возвышение оного.
И эта мощь проявилась в течении войны Четырех Счетов (1Э 2840 – 1Э 2920) – восьмидесятилетней схватки Морровинда и Киродиильской Империи Реманов. Данмеры проиграли из-за досадной ошибки разведчика, повлекшей за собой захват важнейшей крепости Альд Марак (Ald Marak). Перемирие подписано, но в том же году от рук ассасина Мораг Тонг погибает Реман III – и Империя переходит к акавирскому потентату Версидью-Шайе, ознаменовывая этим начало Второй Эры.
Спустя 430 лет наследник Версидью-Шайе, Савириен-Чорак, убит уже преемниками Мораг Тонгов – Темным Братством, и Империя погружается в пучину гражданских войн, закончившихся лишь с приходом Тайбера Септима. После покорения Хаммерфелла он поворачивает в сторону Морровинда. На протяжении всей короткой войны Великие Дома так и не смогли договорится о совместных действиях: Хлаалу были готовы к переговорам, Телванни сохраняли нейтралитет, остальные предлагали стоять насмерть, но при этом Индорил и Дрес были сторонниками партизанской войны, оставляя Редоран один на один с Империей. Но все решилось с появлением Вивека, объявившего о перемирии – неожиданном и ни с кем не согласованным. Морровинд сохранил самоуправление и религию. На столь быстрое решение обоих сторон подействовало множество факторов, но, в конечном счете, все упиралось в пробуждение древней силы – советника Неревара Ворина Дагота, теперь называвшего себя Дагот Уром. Завладев Сердцем Лорхана, он лишил Трибунала притока божественных сил, а Септим опасался столкнутся с такой мощью после изматывающей войны с тремя живыми богам. Говорят, не последнюю роль в решении отошедший ему древний артефакт двемеров, который в последствии помог покорить Альдмерийский Доминион…
Подчинение Империи кардинально перетряхнуло общество данмеров. Когда высший лорд-канцлер Индорил отказался подписать соглашение, его убили, поставив на его место Хлаалу. Которые не замедлили свести старые счеты и напомнить, в чьем Доме кровь Ра’атим. Экспансия привела к тому, что в прежде закрытом Морровинде появилось большое количество чужаков и новых гильдий. По уговору с Септимом, назначался представитель его власти – король Морровинда, восстановление древних традиций. Королевой стала Барензия, отпрыск правящей семьи Морнхолда, ее принцем-консортом – генерал Тайбера Септима Симмах.
Морровинд не избежал волнений Императорского Симулякра Джагара Тарна 389 – 399 г. 3Э. Артезианская война, начавшаяся как восстание рабов в южных землях, втянула темных эльфов и аргониан – старых врагов – в кровополитную войну, унесшую жизнь Симмаха и заставившую Барензию бежать в Киродиил, оставив трон своему дяде, Атину Ллетану.
В 427 году 3Э Дагот Ур был сокрушен неизвестным. Согласно туманным источникам, он являл собой воплощение Неревара, явившегося отомстить за свою смерть и вновь объединить данмеров.
Смерть Ллетана повлекла за собой коронацию сына Барензии и Симмаха – Хелсета. Слухи о его зависимости от Империи быстро стихли. «Новый король - безжалостный и расчетливый манипулятор. Это именно то, что нужно Морровинду» - так написал о нем нордлинский дипломат. Первым же указом он отменил рабство, древнюю практику Морровинда, не искорененную даже Империей. «Если революция необходима, то пусть ее совершит король», как сказал сам Хелсет. Одновременно, он реформировал Высший Совет, что служит примеров возвращения к традициям.
Использованные источники: