Oblivion при всех своих достоинствах имеет и множество недостатков. О недостатках сюжетных уже говорил коллега Soth в этом посте, я же буду говорить о недостатках геймплейных.
Первое, оно же главное. Ролевая система. При всей её своеобразности она неудачна. Проблема эта присутствовала ещё в Morrowind, а в Oblivion она только усугубилась. В Bethesda пошли по пути упрощения: объединили владение топорами с владением дробящим оружием, короткие клинки с длинными, а средние доспехи, древковое оружие, зачарование и бой без доспехов упразднили вообще. И единственное из этого, что я могу понять - это объединение топоров и дробящего оружия. Ну, возможно, ещё средние доспехи - там не было приличных вещей, кроме отвратно выглядящих адамантиновых доспехов и одной-единственной эбонитовой кольчуги.
Второе. Скучные перки, особенно у боевых и магических навыков. Хорошую, в принципе, систему реализовали неправильным путём. Разницы между стилями боя почти не видно, а магия учится по шаблону.
Результат первых двух недостатков: персонаж без особых проблем может использовать сразу и оружие с тяжёлой бронёй, и несколько школ магии, а уровне на пятидесятом мы приходим к одному и тому же персонажу: 100 очков во всех характеристиках и навыках. Различия только во внешнем виде, в расовых способностях да в экипировке. Различие в стиле игры видно разве что под микроскопом.
Третье. Неидеальная, но хорошо работавшая система зачарования из Morrowind сменилась на нечто совсем невразумительное. Сигильские камни из Врат, отсутствие используемых предметов как класса, для баланса - урезание количества одновременно носимых предметов одежды... Плюс к тому - абсолютная невозможность зачаровать вещь без алтаря и отсутствие перезарядки вещей, зависящей от навыка зачарования.
Четвёртое. Обещанного конного боя в Bethesda так и не сделали. А жаль, потому что можно было бы сделать очень интересную боевую систему.
Пятое. Мини-игры не в тему. Например, взлом, который в игре нафиг не нужен, потому что есть отмычка Ноктюрнал, с которой можно тупо делать автопопытку взлома, пока замок не откроется. А он откроется, потому что отмычка даёт +40 к взлому. Или убеждение NPC. Напомню, сейчас оно строится по принципу "нахамил-пошутил-похвастался-начал клеить", и делается это всё одновременно. Да и вообще социальное взаимодействие можно было бы улучшить.
Я много думал на эту тему, когда впервые проходил Oblivion в чистом его виде. В конце концов я пришёл к соображениям, которые и изложу ниже. Критикуйте, если что.
Итак, что бы с вышеуказанными проблемами сделал я, будь я разработчиком:
Первое. Вернул бы разделение на первичные, вторичные и остальные навыки. Ввёл бы толковые классы (пусть даже это были бы просто пакеты навыков с какой-то направленностью - бой, магия, скрытность) и расовые бонусы не только к навыкам (которые, в принципе, можно оставить как есть), но и к характеристикам. Сделал бы ограничения максимального значения характеристик (в зависимости от класса и расы) и навыков (в зависимости от класса).
Второе. Сделал бы перки не получаемыми в зависимости от навыка, а изучаемыми у учителей, кроме того, сделал бы их зависимыми не только от уровня навыка, но и от значения какой-либо характеристики. Пример: при силе воли 100 и разрушении 100 магия частично пробивает отражение, поглощение и сопротивление. Таким образом можно и всякие боевые приёмы ввести, чтобы драться и стрелять не было уныло, и социальные навыки улучшить. Кроме этого, сделал бы выбор перков на уровнях навыков. То есть чтобы можно было иметь 4 перка к каждому навыку, как и сейчас, но самих этих перков было бы больше.
Вышеуказанное, думаю, сделало бы персонажей отличающимися друг от друга. И стиль игры воином действительно отличался бы не только от стиля игры магом, но и от стиля игры другим воином.
Третье. Вернул бы навык зачарования и украсил бы его несколькими вкусными перками. Оставил бы без изменения систему одежды, которая была в Morrowind. В конце концов, таскать на руках разные перчатки и наплечники, а сверху на броню напялить мантию - это весело. Разумеется, далеко не каждый предмет можно было бы зачаровать на постоянный эффект.
Четвёртое. Вот тут был бы простор для древкового оружия, поэтому вернул бы его в игру. Ввёл бы навык верховой езды, в зависимости от которого персонаж бы лучше держался в седле и использовал бы лучших лошадей. Сделал бы возможность спешить всадника оружием или магией.
Пятое. Убрал бы нафиг мини-игру с убеждением и серьёзно ослабил бы отмычку от Ноктюрнал. Возможно, ввёл бы пару мини-игр азартных, чисто для развлечения, или для парочки заданий, с ними связанных. Переработал бы торговлю с учётом всего вышесказанного. Сделал бы заканчивающиеся деньги у торговцев, но увеличил бы их запас. Естественно, оставил бы возможность торговцам получать прибыль, даже если они наши лучшие друзья. То есть перепродажей одной тарелки выманить у торговца деньги бы не вышло. И самое главное – дополнил бы диалоговую систему вводом тем для разговора с клавиатуры. Это небольшое с виду изменение имеет очень большой потенциал.
Многое из этого можно исправить модами, многое уже исправлено, но, к сожалению, не всё.
А что не нравится в Oblivion вам? Что вы там изменили бы, будь вы разработчиками?