Свобода или сюжетность? Сложный вопрос. Каждый находит ответ для себя сам. Мой ответ - ниже.
Для начала - немного теории.
У компьютерных ролевых игр можно выделить такие характеристики, как экстенсивность и интенсивность, то есть широта и глубина соответственно (мира, геймплея, отыгрыша роли и так далее). Они не обратно пропорциональны, но друг другу периодически достаточно сильно мешают. Происходит это потому, что даже у самых талантливых разработчиков нет бесконечного времени, бесконечных денег и бесконечного энтузиазма одновременно, чтобы сделать вот прямо всё.
Экстенсивность ролевой игры предполагает прежде всего большой, проработанный, открытый для свободного исследования, иногда "бесшовный" мир, большую свободу действий, огромное количество дополнительных заданий и множество действующих фракций. Для экстенсивной RPG более характерен протагонист, генерируемый в начале игры по усмотрению игрока. Примеры ярко выраженных экстенсивных RPG - серия TES, в меньшей степени Gothic 3.
Интенсивность же предполагает прежде всего проработку сюжетной линии, большого числа вариантов развития сюжета, характеров персонажей, а уже потом широту мира. Для интенсивной RPG более характерен заранее созданный и проработанный главный герой. В качестве примера ярко выраженной интенсивной RPG приведу "Ведьмака". В меньшей степени интенсивность выражена в Baldur's Gate 1/2 и Gothic 1/2.
Сферическая RPG в вакууме, конечно, обладает и тем и другим в равновысокой степени, но на то она и сферическая. В основном же ролёвки имеют явный уклон в экстенсивность или интенсивность (первое в последнее время чаще).
Это не хорошо и не плохо, ибо отличные, хорошие и даже удовлетворительные игры есть и с той, и с другой стороны.
Я считаю проработку характера протагониста важной, хотя и не жизненно необходимой частью интенсификации ролевой игры.
Очень часто из-за этого страдает экстенсивность: уменьшается размер игрового мира, количество действующих фракций, количество персонажей... Но те, что остаются, прорабатываются гораздо глубже. Увеличивается значимость выбора для игрока в тот или иной момент.
И вот тут уже включается чисто субъективное восприятие. Кому-то нравится принцип "иди куда хочешь, делай что хочешь и будь кем хочешь", другие предпочитают глубину.
Лично мне нравятся оба пути. Да, возможно, я после так и не пройденного до конца "Ведьмака" чуть больше склоняюсь к интенсивным RPG, но мне это абсолютно не мешает отыгрывать роль, поставленную самим собой в Morrowind или Oblivion. И я крайне далёк от мысли не играть в ту или иную RPG из-за жёстко прописанного главного героя или, наоборот, излишней свободы действий.
А что можете сказать вы? Каков ваш выбор - свобода или сюжетность?