- И вновь очередное пополнение в ревью-коллекции блога, где предоставлен тщательный авторский разбор игры и который наверняка должен понравится каждому.
Владимирский централ, ветер северный...
Этапом из Твери, зла не меряно.
На-на-на...тяжкий груз..."
- Вместо предисловия.
Украина продолжает кормить нас своими весьма недурными играми. Давным-давно были "Казаки", вечный бывший долгострой "Сталкер" уже обзавелся двумя большими дополнениями и постепенно жиреет на вторую часть, а очень холодный хоррор "Анабиоз" так вообще можно считать одной из лучших игр 2008 года. И вот теперь выходцы из GSC собрались вместе, пригласили довольно знаменитого российского писателя Дмитрия Глуховского, распили горилку, закусили салом, да вместе сделали игру по мотивам бестселлера нашего соотечественника с аналогичным названием "Метро 2033".
Вообще прослеживается какая-то нездоровая тенденция у украинцев: делать игры на выживание после какого-то бадабума. В "Сталкере" то была атомная станция и последующее добровольное выживание на фоне тушенки, водки и гитарных напевов; в "Анабиозе" большая неприятность случилось с атомным ледоколом, а бороться за свою жизнь приходилось чуть ли не голыми руками, изничтожая монстров и отчаянно согреваясь; что ждет нас в московском метрополитене?..
2033 год. На сей раз уже весь мир лежит в руинах ядерной войны. Выжившие люди прячутся в метрополитене.
Москва, станция ВДНХ. Мало того, что жизнь и так не сахар уже какой год, так участились нападения супермонстров - неких черных, после встречи с которыми немногие счастливчкии остаются в здравом уме и живом теле.
Если ничего не предпринять, то станция будет уничтожена. Найден герой - некий Хантер, сталкер (человек, который периодически выходит на поверхность), который порвет всех и спасет вся. Но не вышло: он ушел и не вернулся. Но ушел с напутствием нашему протеже Артёму - мол, если будет совсем плохо (=я не вернусь), то иди-ка ты в центр метрополитена, в Полис, там, где жизнь активнее, люди лучше вооружены и могут помочь. Вот мы и пошли во имя своей станции.
Сюжет не шибко отличается от сюжета книги, но это хорошо, ибо читавшие произведение получат двойное удовольствие, а те, кто прошел книгу стороной, всё равно всё главное поймут.
Итак, что собой представляет игра "Метро 2033"? Очередное выживание, как можно понять из предыдущих абзацев. Разруха, уныние, печаль, боль - вот то, что ожидает игрока, зашедшего в игру. Дела у людей идут плохо: мало того, что на поверхности долго не пробудешь из-за сильной радиации и жутко убийственных монстров, так еще и внутренние распри терзают метрополитен. Даже в условиях постапокалипсиса люди убивают людей, которые не считаются со взглядами первых. Даже здесь иногда примешивается политика, а иногда и просто зверские стремления причинить боль. Запасы всего и вся скуднеют, дети растут голодными, старики умирают с воспоминаниями о том, как было раньше и что они наделали... Жить, в принципе, можно, но как?
Артёму некогда задавать такие вопросы. Ему важно время. И патроны. И верное плечо. Второе у игрока есть в достатке, второе зависит от того, насколько у человека развит навык стрельбы, а третье периодически будут давать.
Хотя самое лучшее плечо - это фонарик, дробовик и быстрые ноги. Если становится жарко, включаем быстрые ноги. Если спокойно, то хладнокровным выстрелом сносим голову монстру или человеку. А если темно, то смотрим, чтобы фонарик не разрядился.
Подходим к геймплею. Условно он делится на две составляющие: "мирную" (линейное исследование станции, болтовня, обмен патронов на нужные плюшки) и "военную" (пиф-паф, к которому надо привыкнуть, иначе никак). Возможен в некоторых моментах войны против хомо сапиенс элемент стелса: для этого есть возможность разбивать лампы, гасить фонари, включать ПНВ и доставать оружие с глушителем. К слову, выполнен сей стелс весьма недурно, а порой и хардкорно: многие враги носят бронежилеты и шлемы, так что нужно не просто целиться в голову, и делать это осторожно, иначе общая тревога, в которой поиграть в Сэма Фишера не очень получается. Хотя можно безо всяких заморочек достать верный "Калаш" и пойти показывать Кузькину мать всем недовольным. От поведения во многом зависит концовка: убивать или не убивать тех, мимо кого можно тихой сапой прошмыгнуть, успеть или не успеть спасти заложников, подать или не подать умирающим жителям метро - всё влияет на конечный результат. Выбирайте сами.
Периодически выходя на поверхность, необходимо брать противогаз, иначе и откинуться от московского и в мирное время не самого чистого воздуха несложно. Противогаз есть очень замечательная по части атмосферы штука: анимация одевания/снятия сделана хорошо, при попадании в голову пули или просто успешной атаки монстра он отлично трескается, а фильтры требуют смены через какое-то время (которое можно узреть по наручным часам, которые, к слову, показывают реальное время!). Фонарик нужно подзаряжать, иначе в бою в темном помещении можно ненароком остаться без верного друга - света.
Экономическая составляющая сделана интересно, но при ближнем рассмотрении всё как обычно.
В мире "Метро" есть неиспользованные патроны, которые "пришли" прямиком из того, еще живого когда-то мира. Они на вес золота, и за один патрон можно получить, допустим, пять чисто "боевых" патронов для автомата, три для револьвера и так далее. То есть бартер. За большее количество патронов можно получить уже какую-нибудь пушку (от обычного самодельного автомата "Ублюдка" до револьвера с оптическим прицелом и глушителем). Вот и приходится выбирать: обменивать патроны на патроны, на оружие или же просто стрелять (убойная сила у них намного выше, чем у обычных, не "торговых"). А один раз за игру можно даже костюмчик купить: стелс или боевой. Первый сразу дает ПНВ и бонус к стелс-навыкам Артёма, а второй тупо бонус к устойчивости к пулям.
Занятная система, не так ли?
Собственно, а как в игру играется? Интересно ли? Для любителей глубокой атмосферы, неспешного геймплея и красивой картинки игра строго рекомендуется. Для ценителей Painkiller'а и Крутого Сэма - вряд ли. Стрельба показаться сложной многим может: здесь нужно стрелять не с бедра куда попало, а точно в голову, чтобы не иметь уже в начале игры проблем с патронами. Бой с монстрами ведется двумя путями: или издали в голову пару патрончиков, либо в ближнем бою выстрелом в упор из дробовика. Что приятнее, что полезнее, решать, опять же, вам.
Всё в "Метро" наше, родное. Русские слова греют душу, знакомые антуражи ласкают глаз, а виды разрушенной Москвы просто терзают сердце. Один из героев напевает "Владимирский централ", бандиты ругаются чуть ли не матом (это было и в Сталкере, то всё же), а радиоприемнике порой проскакивают даже марши тех времен. Приятно, черт возьми.
Картинка хороша более, чем очень. Даже на минимальных настройках порой сцены завораживают взгляд. Говорить про максимальные даже страшно: там творится на экране такое, что порой полностью стирается грань между реальностью и игрой. Претензий нет никаких. Так же, как и к звуку. В нужные моменты музыка трогает тончайшие струны души, заставляя жалость, грусть подниматься к горлу, а иногда, во время экшен-сцен, заставляет адреналин выплеснуться в кровь.
Хоррор-элементы удались, но в 21 веке уже не так пугают. А вот если играть ночью, в темном помещении с выкрученным до упора звуком, то, конечно, прогулки по Москве и его метрополитену сразу обретут пугающую таинственность...
Что хочется отметить особо, так это уровень постановки некоторых сцен, которые вполне могут посостязаться и с Modern Warfare 2. Слоу-мо, эпичный бум, спасение шкуры главного героя в последнюю секунду и прочие прелести прилагаются.
Однако всё счастье порой портят баги. То оружие перестанет работать, то вообще главного героя куда-то в непонятное место выкидывает, то компьютер выключается непонятно отчего... Да и оптимизация получилась по лучшим традиция игр made by не Запад: у кого-то идет игра без провисаний, у кого-то почти на идентичной конфигурации уже проблемы... В техническом плане промахи есть, и мы ждем патчей.
В итоге получили мы очень атмосферную игру с некоторыми нареканиями по технической части.
+ атмосфера;
+ графика;
+ саундтрек, озвучка;
+ геймплей ;
- некоторым стрельба придется не по нраву;
- технического рода проблемы;
- хочется больше, больше, больше... то есть игра всё же коротка.
Оценка автора: 9/10
Источник: